СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТА НКН
№ п/п |
Структура |
Описание объекта НКН |
1. |
Названия объекта |
Завязывания кушака (бэhэ) |
2. |
Категория объекта
|
Деталь одежды, пояс из широкого куска ткани |
3. |
Этническая принадлежность
|
Буряты
|
4. |
Язык
|
Бурятский
|
5. |
Конфессиональная принадлежность |
Шаманизм |
6. |
Места бытования
|
Усть-Ордынский бурятский округ |
7. |
Описание объекта (развернутое)
|
Кушак или пояс (бүһэ) для подпоясывания халата (дэгэла) издавна являлся обязательным элементом в национальном мужском костюме (т.к. мужчина не должен ходить без пояса). Пояс в костюме имел ряд прагматических функций: им подпоясывали прямой по крою халат для сохранения тепла; пояс также служил своеобразным корсетом, поддерживающим спину при верховой езде. К нему подвешивали атрибуты поясного набора: колчан и лук, которые позднее были заменены на нож в ножнах и огниво. Так как мужские халаты шились без карманов, подпоясавшись, за пазухой носили пиалу в футляре и другие необходимые принадлежности. Первичная утилитарная функция пояса (поясного набора в целом) дополнилась со временем новой, декоративной – он стал предметом украшения костюма. Сегодняшнее поколение практически невозможно встретить в повседневной жизни в национальном костюме. Поэтому кушак встречается в нашей жизни лишь на стилизованных костюмах наших артистов, редко одевают шаманы при проведении обрядов. Чаще всего можно наблюдать обмен кушаками двух сватов на свадебных обрядах. Представляем вашему вниманию вариант описания завязывания кушака в некоторых районах Усть-Ордынского Бурятского округа. Зачастую принято шить кушаки красного и синего цвета. Размер его должен быть не менее трех метров в длину и полметра в ширину. Сложенный вдвое кушак по ширине, необходимо начинать обвязывать вокруг себя, начиная спереди. Центр кушака по длине должен разместиться ровно на середине живота. Оба конца должны пересечься на спине, где уже перекрещенные два конца вновь возвращаются вперед, при этом складки должны распределяться по талии ровно. Затем концы обмотанного кушака аккуратно продеваются под пояс с одной стороны снизу-вверх, а затем с другой стороны так они образуют прочный узел таким образом, образовывая два симметричных конца кушака. Оставшаяся длина свисает по ширине плеч от пояса до колен. Такой вариант считается праздничным. Повседневный кушак завязывают полностью. При этом нет необходимости завязывать два узла. Достаточно связать один узел по центру и концы тщательно спрятать под первый слой пояса. Таким образом праздничный кушак завязывается двумя узлами спереди, а повседневный одним.
|
8. |
Предметы связанные с объектом
|
Ткань, нитки, иглы, бахрома, швейная машинка. |
9. |
Техники (Технология связанные с объектом)
|
Технология традиционного завязывания кушака или пояса «буhэ». Два кушака красного и синего цвета для обмена поясами по случаю брачных союзов. В таких случаях пояса (буhэ) выступают как символы закрепления родственных отношений. Один пояс для совершения религиозно-обрядовых действий. Следовательно, необходимо соблюдение всех правил традиционного завязывания кушака. |
10. |
Способы и формы передачи традиции
|
Передается из поколения в поколение методом практического обучения.
|
11. |
История выявления и фиксации (история, экспедиция и.т.д.)
|
Зафиксировано на проводимых культурно-массовых мероприятиях, в которых приветствуется ношение бурятской национальной одежды, по случаю семейных торжественных мероприятий, вовремя проведении шаманско-обрядовых действий. |
12. |
Источники информации: -архивы -библиография -иные
|
Елбогоев Вячеслав Алексеевич 1954 года рождения, уроженец д. Бахай, Баяндаевский район, род Дэнша, бэсэгэн Абзай |
13. |
Современное состояние объектов
|
Современное состояние завязывания и ношения кушака сохраняется в культурно-массовых национальных мероприятиях, которые требуют обязательное ношение национального костюма, в комплект которого входит кушак, на семейных торжествах, вовремя проведения шаманских обрядов. Ряд мероприятий, которые требуют ношение национального костюма: Сельские, районные, окружные, региональные, международные мероприятия, организуемые на территории Усть-Ордынского бурятского округа, Иркутской области, праздники «Сагаалган», «Сур-Харбан», «Алтаргана», «Сватовство», «Свадьба», «Тайлаган» и другие. Современная молодежь, дети и подростки проявляют большой интерес к обычаям и традициям своего народа, активно принимают участие и совершенствуют навыки по завязыванию кушака (буhэ), тем самым взрослые активно вовлекают в процесс передачи знаний молодому поколению. |
14. |
Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры |
Материалы хранятся среди жителей Усть-Ордынского бурятского округа Иркутской области и в архиве ОГБУК «УНЦНТ». |
15. |
Авторы (Составители)
|
1. Буентаева Альбина Вячеславовна, директор ОГБУК «Усть-Ордынский Национальный центр народного творчества» 2. Хунхинова Виктория Ефремовна, ведущий методист ОГБУК «Усть-Ордынский Национальный центр народного творчества» |
16. |
Дата публикации
|
24 апреля 2024 год |
17. |
Дата обновления
|
|