Анкета -паспорт
№ п/п |
Структура |
Описание объекта НКН |
1. |
Названия объекта
|
«Хонеор аргалха» - лечение бараном
|
2. |
Категория объекта
|
Обряд, метод лечения |
3. |
Этническая принадлежность
|
Буряты
|
4. |
Язык
|
Русский, бурятский
|
5. |
Конфессиональная принадлежность
|
Шаманизм |
6. |
Места бытования
|
Российская Федерация, Иркутская область, Усть-Ордынский Бурятский округ, Эхирит-Булагатский район, с. Новониколаевск, д. Баянгазуй, д. Корсук, д. Идыга, с. Гаханы, д. Харазаргай ……др. |
7. |
Описание объекта (развернутое)
|
Обряд «Хонеор аргалха» - лечение бараном. Этот способ борьбы с болезнями известен бурятам с глубокой древности. Для начала необходимо заготовить 3-5 килограммов травы «гэшэгэнэ». Это мелкая трава с двухрядным, многоступенчатыми листиками. Растущая в местах обитания людей, часто прямо во дворе, на лужайках близ дома и вдоль дорог. Если такой травы нет, можно использовать обыкновенный овес в таком же количестве. Непосредственно перед обкладыванием трава или овес кипятится и сохраняется в распаренном виде. Затем режут барана и, не сдирая шкуры, достают внутренние органы. Содержимое большой брюшины (гузээн), т.е. не переваренная животным пища вытряхивается прямо на приготовленную для больного лежанку и перемешивается с распаренной травой «гэшэгэнэ» или овсом. Больного укладывают спиной на эту массу. Затем последовательно обкладывают внутренними органами барана. На лоб больного кладут селезенку, на пред горловую часть –разрезанное надвое сердце, на грудную клетку – легкие, на печень – печенку, на живот (вплоть до паховой части) – равномерно укладывается требуха. На ноги одевается большая брюшина, из которой уже вытряхнута содержимое. Все это нужно делать быстро, не давая внутренним органам животного остыть. В еще неостывшую шкуру животного можно завернуть ослабленного или болезненного ребенка. Больного плотно укутывают в одеяла, желательно в одеяло из бараньих шкур и оставляют на 30-40 минут. Именно в течении этого времени опущенное в котел с кипящей водой мясо барана, доходит до необходимой для употребления кондиции. В старину наши предки не знали часов, о времени лечебной процедуры судили по готовности мяса. Неправильно выдержанное время не даст эффекта, а то и может навредить больному. После лечебной процедуры пациента обмывают теплой водой и поят не слишком горячим чаем со сливками или кипяченым молоком такой же температуры. Иногда взрослым мужчинам дают кипяченые сливки (хооруулэhэн зоохэй). Принявший лечение в течение недели должен беречь себя от сквозняков и простуд, не заниматься физической работой, не перегружать желудок и ни в коем случае не употреблять спиртное. Физическую нагрузку нужно увеличивать постепенно. Обкладывание больного внутренними органами животного применяется, главным образом для лечения легочных заболеваний, болезней печени, кишечника. Суставов и при травмах. Считается, что особенно полезен такой способ для восстановления человека после перенесенного гепатита. Видимо, каким-то неосознанным чутьем наши предки нашли способ борьбы с избытком холестерина, который накапливался в организме из-за постоянного употребления жирной мясной и молочной пищи. Получалось по известной народной пословице: лечить подобное подобным. Применение такой терапии требует особого знания анатомии животного и человека. Опытный целитель, перед тем как лечить, изучает состояние нуждающегося в лечении (обычно путем расспроса), чтобы определить диагноз и решить, пойдет ли впрок больному лечение. Необходимо помнить, что при лечении мужчины режут барана, при лечении женщины – овцу. Животное должно быть упитанным, здоровым, желательно не старше 3 лет. |
8. |
Предметы связанные с объектом
|
Ножи, кастрюля (котел), ведро, поварёшка, миски |
9. |
Техники (Технология связанные с объектом)
|
Забивают барана по бурят-монгольскому методу |
10. |
Способы и формы передачи традиции
|
Способы передачи обряда из поколения в поколение. Передающиеся от предков к потомкам. |
11. |
История выявления и фиксации (история, экспедиция и.т.д.)
|
Областное государственное бюджетное учреждение культуры «Усть-Ордынский Национальный центр народного творчества» (далее ОГБУК «УНЦНТ») с 2002 года организует и проводит экспедиции, связанные с изучением нематериального наследия народов, проживающих на территории Усть-Ордынского Бурятского округа. Материалы экспедиций хранятся в архиве ОГБУК «УНЦНТ». |
12. |
Источники информации: -архивы -библиография -иные |
1. Участники Народного бурятского фольклорного коллектива «Баян тала»; 2. Болдонов Леонид Илларионович, 1957 г.р., род Ользон, Эхирит, д. Баянгазуй Эхирит-Булагатского района; 3. Мухтанов Геннадий Архипович, 1956 г.р., улус Дархаты, Булагат, д. Харануты Эхирит-Булагатского района; 4.Мунханов Александр Бубаевич, 1948 г.р., улус Дархаты, Булагат, д. Харануты Эхирит-Булагатского района; 5.Алтаев Виктор Гаврилович, 1952 г.р., улус hартурэк, Булагат, д. Идыга, Эхирит-Булагатского района; 6. Ханхасаева Любовь Михайловна, 1944 г.р., улус Боосэгойраг, Булагаты, д. Харануты Эхирит-Булагатского района. |
13. |
Современное состояние объектов
|
Находится в аутентичном бытовании на территории Усть-Ордынского Бурятского округа, а также в Республике Бурятия, Агинский Бурятский округ, Монгольская народная республика, Шэнэхэ́нские буря́ты Китай и используется в современной практике шаманами, ламами и целителями. https://fb.ru/article/311444/shamanyi-buryatii-otzyivyi-o-lechenii http://aginsk-pravda.ru›news/po_daru_otca_isceljaet_… В связи с сокращением числа носителей, отсутствием интереса у молодежи к традиционной культуре велик риск исчезновения объекта. |
14. |
Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры
|
В 2002 году была организована и состоялась этнографическая экспедиция в село Новониколаевск, Эхирит-Булагатского района, Усть-Ордынского Бурятского округа с участием специалистов ОГБУК «УНЦНТ», Материалы экспедиций хранятся в архиве ОГБУК «УНЦНТ». |
15. |
Иллюстративный материал: Видеоматериал: |
Обряд «Хонеор аргалха» - лечение бараном/ Халбашкеева Алла Кузьминична-руководитель Народного бурятского фольклорного коллектива «Баян тала» с. Новониколаевск, Эхирит-Булагатского района. Комментирует по обряду Мотолоев Мирон Молоксонович участник фольклорного коллектива «Баян тала» с. Новониколаевск, Эхирит-Булагатского района. |
16. |
Авторы (Составители)
|
1. Алтаева Екатерина Цыбикжаповна, Областное государственное бюджетное учреждение культуры «Усть-Ордынский Национальный центр народного творчества», заведующая методическим отделом; 2. Шабаева Марина Афанасьевна Областное государственное бюджетное учреждение культуры «Усть-Ордынский Национальный центр народного творчества», методист. |
1. |
Дата публикации
|
Шабаева, М.А. В центре творчества: /М.А. Шабаева.- г. Иркутск: ООО издательство «Время странствий», 2019.-20 с. Областное государственное бюджетное учреждение культуры «Усть-Ордынский Национальный центр народного творчества»: сайт. – п.Усть-Ордынский, 2023. – URL: унцнт.рф:https://youtu.be/3X3GgspvcpA (дата обращения 16.03.2023). |
2. |
Дата обновления
|
Паспорт заполнен 15.03.2023 год.
|