Календарь в традиционной культуре бурят
Календарь как способ организации и подсчета времени является одним из древнейших показателей культуры народа.
По исследованиям ученых в календаре монголов и бурят выделяются четыре составляющих ее пласта:
- календарь годовой (лунный), связанный с сезонами хозяйственного года скотовода-кочевника;
- календарь, представляющий, так называемый, 12-летний животный цикл - Малое колесо времени;
- 60-летний цикл, существовавший параллельно с 12-летним и включавший его как один из компонентов - Большое колесо времени;
- общеевропейский григорианский календарь, введенный в XX столетии.
Лунный годовой календарь, был тесно связан с нуждами кочевой жизни и отражал цикличность времени, ежегодную повторяемость сезонов и месяцев года, с их отмеченной климатической и хозяйственной спецификой. Год делился на два сезона - теплый («дулаанай») и холодный («хуйтэнай»). Границы этих периодов не были жестко фиксированы. Теплая часть года была короче холодной, она включала в себя вторую половину весны и лето. Вся остальная часть года относилась к холодному сезону.
Второй по времени появления календарь монголов называется 12-летним животным циклом (Малое колесо времени). Он был заимствован от уйгуров и вместе с письменностью введен в Монголии в 1210 году Чингисханом. Этот календарь был лунно-солнечным. В основе его лежал лунный месяц, более короткий, чем солнечный, но раз в три года происходила корректировка лунного и солнечного годов. Этот тип календаря сочетал в себе циклический и линейный способ отсчета времени и был шагом вперед по сравнению с годовым календарем.
12-летний животный календарный цикл играл большую роль в хронометрии жизни монгольского и бурятского общества и в ритуально-обрядовой практике. Практически все помнили название циклического года, в который они родились.
Он заложил основы исторической хронологии (примером является “Сокровенное сказание”, ведущее по нему счет годам), но самое главное - с его помощью лучше всего измерялась жизнь человека, его семьи и рода, велся отсчет смены поколений, к нему были привязаны магические обряды защиты благополучия личности, совершавшиеся при завершении одного календарного цикла и начала следующего.
Большое колесо времени 60-летний цикл. Первый памятник, где упомянуто о существовании 60-летнего цикла (Большое колесо времени) в Монголии, - это надпись на каменной стеле, датируемая 1346 годом, найденная в Эрдэнэ-Цзу. В ней, наряду со знаком животного, впервые в паре назван знак элемента (стихии). Элементы (дерево, огонь, земля, железо, вода), вошедшие как составная часть в 60-летний календарный цикл. Широкому распространению 60-летнего цикла весьма содействовало принятие буддизма в качестве государственной религии Монголии. Буддийская хронология сразу же стала вести счет годов и хронику событий по этим циклам.
Согласно источнику, официально китайский лунный календарь был принят монголами в 1220 - 1221 гг. в связи с введением государственного делопроизводства. Таким образом, причиной переноса праздника Нового года у монголов с осени на конец зимы произошло с принятием правящей элитой монгольского общества китайского лунного календаря.
С 2015 года народный праздник Сагаалган - государственный праздник Республики Бурятия. На территории Усть-Ордынского Бурятского округа Сагаалган, как народный праздник, получил признание с 1993 года.
Праздник Белого месяца - Сагаалган у бурят Предбайкалься все-таки не ассоциируется с празднованием Нового года, наиболее архаичная форма, живая в генетической памяти народа, это осенний Новый год.
Буряты-шаманисты день осеннего равноденствия, к которому приурочивалось начало календарного года называли «Ехэ удэр» - «Великий день, подчеркивая этим определением сакральное значение первого дня года как начала новой жизни и восстановления вновь мира и миропорядка. Ежегодно, в зависимости от времени наступления первого новолуния после дня осеннего равноденствия, к которому привязывалось начало годового календаря, происходило смещение лунного месяца УУр в пределах 22 сентября до 21 октября
По нему люди фиксировали свой возраст и возраст домашних животных независимо от того, в какое время года они родились. Это был всеобщий «день рождения».
Со дня осеннего равноденствия, когда на восточном небосклоне появлялись Венера и Плеяды (сезонная видимость на небе звездного скопления Плеяд с сентября по апрель), в народном сознании эти события связывали с представлениями о наступлении холодного зимне-весенненго периода года. Особое положение во всех вариантах бурятских календарей занимает месяц уур (октябрь), его название восходит к понятиям "утренняя заря", "рассвет". В традиционном мировоззрении бурят уур — утренний рассвет определял время рождения суток. Это же значение переносится и на название месяца в календаре годового цикла, означая время рождения года. Название месяца восходит к понятиям «светлый», «белый», «месяц богини утренней зари Юурэн эхэ»
У кудинских и верхоленских бурят, проживающих в Эхирит-Булагатском и Баяндаевском районах, неофициальная традиция исчисления Нового года идет от Покрова до Покрова. Это четко прослеживается в соблюдении хозяйственных, семейно-бытовых, религиозных, праздничных традиций. К примеру, все требы года совершить до Покрова. Это видно в соблюдении правил траура, когда «земля открыта нельзя веселиться и проводить большие торжества». Свадьбы не проводят в феврале («короткий месяц»).
Круг месяцев осенне-зимнего периода у западных бурят сложился на основе охотничье- промыслового типа хозяйства и культуры (с сентября по апрель). Эти месяцы расположены в пределах промыслового сезона холодов, отмеченного видимостью звездного скопления Плеяд. Улари – hара – сентябрь (месяц горных куропаток). Появление осенью в долинах в большом количестве горных куропаток (улар) – птиц мигрирующих по сезонам года, - у народов Сибири означало наступление охотничье-промыслового сезона.
Из восьми месяцев, относящихся к осенне-зимнему периоду наименования трех месяцев, восходят к названиям промысловых животных, это – Гура hара -ноябрь (месяц дикого козла), буга hара - декабрь (месяц оленя) и хуса hара - январь (в месяц дикого барана, не проводили обрядов, считая, что в этот период божества отдыхают). Все приведенные названия и последовательность их расположения отражают ритм промыслового календаря охотников тайги.
Весенние и летние месяцы отражали в своем названии изменения погодно-климатических условий в окружающей среде, которое указывало смену хозяйственной деятельности человека. Ехэ улаан hара – февраль, бага улан – март, хуа хагдан – апрель, хухын дуун (месяц кукования кукушки) – май. Допускают, что эпитет улаан/ехэ со значением большой, великий появился как описание голода – отсутствие мясной пищи вследствие прекращения всякой охоты в период сильных холодов. В период поздней весны выпас скота производился на сухой прошлогодней траве (хагдан).
С конца мая – начала июня, в новолуние переезжали на летники. Переехав, устраивали обряд, обставлявшийся как семейный праздник. Перед крыльцом брызгали молоком или тарасуном (водкой), разжигали огонь в очаге и совершали ритуальное кормление духа-хозяина огня и только после этого заносили вещи в жилище.
Кудинские и Верхоленские буряты и поныне отмечают день Николая вешнего 22 мая (Михулэ \дэр) семьями, родами. Этот день знаменует собой первый весенний тайлган - посвящен предкам своей местности, рода. Обращаются с просьбами: о хорошем травостое, размножении пяти видов скота, чтоб народ живущий на этой земле процветал.
Маньhани hара – июнь (месяц сбора лука), убольжин hара – июль (месяц удода, появление в степи этой птицы знаменовало наступление по-настоящему теплых дней), ху hара – август (молочный месяц, в народном календаре располагался в периоде от июльского новолуния до следующего новолуния в августе)
В источниках и литературе народный календарь бурят чаще всего описывается как годичный круг синодических месяцев, в бытовой традиции исчислявшийся 30 сутками. Наряду с общими для всех групп бурят названиями месяцев бытуют наименования, характерные для локальных групп. Месяцы с одинаковыми названиями в локальных вариантах не всегда совпадают в порядковом расположении. Например: в записи из АВ ИВР РАН западнобурятский вариант – уури hара – октябрь, Аларский и Боханский вариант гуран – hара (октябрь) и т.д. Как свидетельствуют источники, буряты в определении даты Нового года ориентировались по дню осеннего равноденствияи появление на восточном небосклоне Венеры (Солбон) и Плеяд (Суг мушэн) и первым месяцем года был месяц уур.
Литература: Н.Б. Дашиева "Календарь в традиционной культуре бурят"