Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Версия для слабовидящих
Поиск
669001, Иркутская область, Эхирит-Булагатский район, поселок Усть-Ордынский, улица Ербанова, д.15 «г»

Наш адрес
cogukuncnt@mail.ru
8 (39541) 3-18-83
8 (39541) 3-18-83
vk.com/uncnt

Контактный номер

Свадебная шапочка – наколок русских старожилов Кудинской долины)

СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТА НКН

  

п/п

Структура

Описание объекта НКН

1.                  

Названия объекта

 

Свадебная шапочка – наколок русских старожилов Кудинской долины)

2.                  

Категория объекта

 

Русский национальный свадебный костюм

3.                  

Этническая принадлежность

 

Русские

 

4.                  

Язык

 

Русский язык

 

5.                  

Конфессиональная принадлежность

 

Православие

6.                  

Места бытования

 

с. Харат, с. Тугутуй, д. Большая Кура Эхирит-Булагатского района; д. Максимовщина Иркутского-сельского района  

7.                  

Описание объекта (развернутое)

 

Свадебная одежда русских старожилов Кудинской долины при всей простоте была нарядной, не «аляпистой», по выражению старожилов, т.е. неброской. Декоративность костюма достигалась путем декорирования кружевами, бисером, пайетками, агромантами, тесьмой. Но декорация имела и функциональное назначение, будучи в значительной мере связанной с православной верой. Умеренность и скромность в одежде проявлялась в подборе цветовой гаммы украшений. Например, бисер, пайетки, тесьма подбирались в тон расцветки парочки. Исключением для крестьянок являлся предпочтительный выбор для парочки ткани ярких насыщенных цветов и украшение кофты белыми кружевами, но это допускалось христианскими правилами касательно употребления одежды‚ «во дни торжественные облекается светлее и благолепнее». Особая роль отводилась головному убору «свядебешна наколок», который надевали невесте после снятия воскового венка (двумя свахами со стороны жениха и невесты) в доме жениха. Традиционно его надевали за уши, сзади затягивая и завязывая на шнурок, концы которого прятали под шапочку. Благодаря шнуровке, наколок регулировался по размеру головы женщины, и в этом проявлялась его функциональность. Волосы тщательно убирались под головной убор, молодухе разрешалось, чтобы волосы, разделенные на прямой пробор, немного выглядывали из—под головного убора. Если у невесты были редкие волосы, не длинные, то специально шился «накосник», «подкосник», или чаще его называли «кокосник», надеваемый под головной убор. Независимо от цвета парочки (имеются в виду кофта—казачок старинного покроя и юбка), традиционно наколок шили красный, алый, малиновый, бордовый, розовый — одним словом, «кому какой глянется», но обязательно красного оттенка. Можно предположить, что на выбор цветового решения наколка влияли сложившиеся традиции заимствования крестьянками из православной иконописи часто встречающуюся в красных одеждах Царицу небесную. Сибирячки помнят шапочки синего, темно— синего, сиреневого цветов, объясняя это влиянием городской моды (г. Иркутска). По воспоминаниям бабушек, это были красивые «светящиеся» шапочки, «похожие на пилотки». Каждая женщина имела «свядебяшна, празнишный, простой наколок» (рассказывала информатор). Она же поясняла: «Накололи вот эти бисер, потому и наколок, наколотый он». Повторение в современных материалах шапочки—наколок русских старожилов Предбайкалья помогло нам тщательно изучить его во всех деталях. Старинную ткань «бурс» (с одобрения бабушки) заменили современным розовым креп-сатином и вышивку шапочки начали с декоративной отделки – «круга».

8.                  

Предметы связанные с объектом

 

Традиционный свадебный головной убор

 

9.                  

Техники (Технология связанные с объектом)

 

Использование соответствующих материалов для пошива свадебной «шапочки-наколок»

10.              

Способы и формы передачи традиции

 

Тип ответственности: Носитель

Фамилия лица: Белобородова

Имя Отчество лица: Нина Михайловна

Даты: 1951 г.

Место работы/адрес: п. Усть-Ордынский, Эхирит-Булагатский район, Иркутская область. (руководитель народного фольклорного ансамбля «Берегиня»).

Тип ответственности: Носитель

Демонстрация «Шапочки-наколок» участниками народного фольклорного ансамбля «Берегиня»

Тип ответственности: Исполнитель

Фамилия лица: Харбанова  

Имя Отчество лица: Вероника Валерьевна

Место работы/адрес: директор ОГБУК «Усть-Ордынский Национальный центр народного творчества», 669001, Иркутская область, Эхирит-Булагатский район, пос. Усть-Ордынский, Советская, 26

Тип ответственности: Исполнитель

Фамилия лица: Буентаева

Имя Отчество лица: Альбина Вячеславовна

Место работы/адрес: директор ОГБУК «Усть-Ордынский Национальный центр народного творчества», 669001, Иркутская область, Эхирит-Булагатский район, пос. Усть-Ордынский, ул. Ербанова, 15 г.

 

11.              

История выявления и фиксации (история, экспедиция и.т.д.)

 

Опрос, исследование

12.              

Источники информации:

-архивы

-библиография

-иные

 

Фольклорно-этнографическая экспедиция

монография, кандидат исторических наук Н.М. Белобородова, «Православные традиции в семейной обрядности русских старожилов Предбайкалья XIX- начала XX века», ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, г. Улан-Удэ, 2008.

13.              

Современное состояние объектов

 

Головной убор «Шапочка -наколок» используется по сей день при показе свадебного обряда участниками народного фольклорного ансамбля «Берегиня»

14.              

Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры

 

Муниципальное учреждение культуры Эхирит-Булагатского района межпоселенческий центр досуга «Наран», народный фольклорный ансамбль «Берегиня»

 

15.              

Авторы (Составители)

 

Харбанова Вероника Валерьевна

 

16.              

Дата публикации

 

1 апреля 2019 год

17.              

Дата обновления

 

17 марта 2023 год



ФОТОГРАФИИ





Анкета-паспорт
https://disk.yandex.ru/i/Qursj4LXirBr-A

Презентация
https://disk.yandex.ru/i/VKf1f3rTXVvtRw